Nature: Уровень кислорода в водоемах в мире снижается быстрее, чем в океанах

3-06-2021, 15:24

Image 16+

Ученые предупредили о том, что в пресноводных водоемах по всему миру уровень кислорода снижается быстрее, чем в океанах.

На страницах Nature вышла публикация, посвященная этой проблеме.

По словам ученых, наиболее ощутимо сейчас уровень кислорода падает в пресноводных озерах в поясе умеренного климата. Это не только провоцирует снижение биоразнообразия, но и негативно сказывается на качестве питьевой воды.

В ходе исследования ученые проанализировали более 4500 температурных и кислородных профилей для почти 400 озер по всему миру, собранных с 1941 года. Большинство из них были собраны в зоне умеренного климата.

Полученные результаты показали, что озера теряют кислород в 2,75-9,3 раза быстрее, чем океаны. Так, с 1980 года в изучаемых водоемах умеренной зоны содержание кислорода в воде упало на 5,5%  у поверхности и на 18,6% у дна.

Произошедшие изменения ученые объясняют глобальным потеплением. Вода за последние десятилетие также стала теплее. Среднегодовой показатель температуры воды в пресных водоемах умеренной зоны вырос на 0,38 градуса по Цельсию. Концентрация растворенного кислорода в поверхностных водах снизилась на 0,11 миллиграмма на литр за это же время.

Эксперты отмечают, что в пресных озерах проживает огромное количество организмов, и повышение температуры может лишить их привычных условий, из-за чего они начнут вымирать.

К тому же в озерах при повышении температуры активнее будут развиваться сине-зеленые водоросли (цианобактерии), которые выделяют опасные для других организмов токсины, ускоряя процесс их вымирания.

Эксперты предупреждают, что падение уровня кислорода способствует размножению анаэробных бактерий, которые выделяют метан, а это увеличит выброс парниковых газов, то есть, еще больше усилит глобальное потепление.