Ученые: электронные сигареты повреждают ткани десен и зубов

Автор: Олеся ПАЩЕНКО
Электронные сигареты

Постоянное курение электронных сигарет способствует развитию воспалений и другим проблемам с деснами. К такому выводу пришли ученые из университета Рочестера (штат Нью-Йорк, США). Результаты работы опубликованы в журнале Oncotarget.

В последние годы популярность вейперов среди курильщиков бурно растет. Ученые активно начали интересоваться тем, имеют ли подобные испарители такие полезные свойства, как заявляют их изготовители, и насколько менее они вредны для здоровья, чем обычные сигареты. Изучая то, как реагирует ткань десен на испарения электронных сигарет, автор исследования Ирфан Раман и его коллеги обнаружили, что вред от них не ограничивается одними канцерогенами. Для этого специалисты вырастили небольшого размера трехмерные фрагменты десенной ткани и подготовили культуры из отдельных клеток десен, которые они в течение 15 минут «обкуривали» дымом электронных сигарет. Как оказалось, карбоновые кислоты и альдегиды, канцерогены и токсичные вещества, которые содержатся в испарениях этих устройств, вызывают в клетках десен воспалительные реакции, повреждая их белки и заставляя клетки производить вещества, которые переводят их в режим «чрезвычайного положения». Как следствие, многие из них начинают стареть раньше времени и теряют способность к делению, в результате чего ухудшается их стойкость к болезням и травмам. При этом проявлялись подобные эффекты только для тех электронных сигарет, наполнители в которых содержали разные вкусовые добавки.

«Мы смогли показать, что «горелые» испарения электронных сигарет заставляют клетки выделять белки, которые вызывают воспаления, что увеличивает уровень стресса внутри самих клеток и приводит к повреждениям, способствующим развитию болезней зубов и рта. То, как часто и как много люди курят такие сигареты, определяет то, насколько они сильно вредят их ротовой полости», — подчеркнул Ирфан Раман.