Юрий Гагарин в первом полете выжил, но мог погибнуть: 10 опасных ситуаций чуть не погубили космонавта

Юрий Гагарин

12 апреля 1961 года летчик майор Юрий Гагарин отправился в увлекательное путешествия вокруг Земли на космическом корабле «Восток». Насколько полет в космос казался фантастическим, настолько был и опасным.  Полет был героическим, потому что Гагарин стал первым человеком, кто героически покорил космос. Никто не знал, чем закончится столь смелое мероприятие.

Юрий Гагарин – первый полет в космос

10 причин могли прервать первый полет и угрожали жизни первого космонавта. 

Юрий Гагарин

  1. Открытый люк

Утром 12 апреля 1961 года после посадки Гагарина в корабль один из люков не просигнализировал о том, что он закрыт. Исправность контактов люков была принципиальна.  За счет их срабатывания был активироваться таймер катапультирования космонавта. Генеральному конструктору Сергею Королеву пришлось поправлять контакт и закрывать люка заново. После полета Гагарин рассказал, что слышал, как снимают люк и знал о ситуации от Королева, который призвал его не волноваться.

  1. Космонавт улетел слишком далеко

В 9.07 ракета отправилась в космос с «Гагаринского старта». Когда пришло время отключать двигатель центрального блока, оказалось, что один из приборов сломался. Поэтому двигатель заглох на полсекунды позже, когда был активирован запасной вариант. В результате  ракета превысила расчетную скорость на 22 м/с и корабль оказался на 85 км выше, чем предполагалось. Расчетная орбита подходила для того, чтобы вернуть корабль на Землю за счет трения об атмосферу за 4 суток в случае отказа тормозной двигательной установки. А на той орбите, где оказался Гагарин, корабль мог летать до месяца. Систем жизнеобеспечения хватило бы лишь на 10 суток. Жизнь космонавта оказалась под угрозой.

  1. Тормоза все-таки подвели

К счастью, на 67-й минуте полета тормозной двигатель сработал и «Восток» начал спуск. Однако и здесь не обошлось без опасностей. Тормозной импульс установки был недостаточным для снижения скорости до расчетной. Так произошло из-за нехватки топлива в двигателе из-за неисправности бака. В результате траектория спуска корабля оказалась более пологой.

  1. Гагарина крутило, как в юле

Из-за неправильной работы тормозных двигателей стабилизация корабля была нарушена и «Восток» начал крутиться с огромной скоростью. В последствии Гагарин делился эмоциями: «То вижу Африку, то горизонт, то небо…Мне было интересно, что происходит».

  1. Гагарин ждал разделения, но этого не произошло

Разделение отсеков допустимо, если есть гарантии входа в атмосферу. Но первый полет – другой случай. Из-за неполной выдачи тормозного двигателя был риск остаться на орбите. Тогда отсоединение приборного отсека означала верную гибель. Поэтому корабль с Гагариным входил в атмосферу в связке с приборным отсеком.

Через 10 минут после начала торможения на высоте 110 км сработали термодатчики  резервного разделения. Это произошло по причине нагрева корабля до 150 градусов из-за трения об атмосферу. Приборный отсек отделился и аппарат приступил к самостоятельному спуску.

  1. Жуткая перегрузка чуть не доконала космонавта

Во время спуска Гагарин переживал небывалые перегрузки, которые могли закончится потерей сознания. Космонавт вспоминал, что показания на приборах расплывались, а в глазах серело. Обычно такие симптомы происходят при нагрузке 10-12, но Гагарин справился и с этими трудностями.

  1. Гагарин не долетел

До места расчетной посадки корабль не долетел всего лишь 180 км. Когда кресло с космонавтом катапультировалось, то он увидел реку и сразу понял, что это Волга.  Он рисковал приземлится на воду. А спасатели ждали его в 200 км от этого места.

  1. Два парашюта создали сложности

После катапультирования раскрылись основной и тормозной парашюты. Гагарин понял, что приземляется в Саратове – он много раз прыгал с парашютом в этом месте. Два парашюта существенно затрудняли управление полетом.

  1. Гагарин оказался без воздуха

Гагарин был в скафандре и после раскрытия парашютов должен был открыть клапан для дыхания атмосферным воздухом с помощью специального тросика. Но тросик потерялся в складках одежды. Гагарин больше пяти минут боролся с обмундированием. В итоге ему пришлось расстегнуть демаскирующую оболочку и вытащить тросик с помощью зеркала. Тогда клапан открылся нормально.

  1. Гагарин потерял аварийный запас

В аварийном запасе было все самое необходимое для выживания: надувная лодка, продукты, радиостанция, медикаменты, пистолет. Он был прикреплен к скафандру, но почему-то оторвался и полетел вниз. Однако этот случай сделал космонавта легче и отнес его дальше от берега Волги. В итоге герой приземлился неподалеку от Энгельса в Саратовской области. В первые минуты ему пришлось доказывать местным жителям, что он не американский сбитый летчик, а «военный человек и прилетел из космоса».

Юрий Гагарин

 

 

Автор: ФЕДОСЕЕВА Валерия